Разбор причин краха UST и LUNA экосистемы Terra
9 мая алгоритмический стейблкоин TerraUSD (UST) потерял привязку к доллару США и его цена начала падать. Сейчас UST торгуется на уровне $0.14. На фоне этого монета LUNA, которая обеспечивала привязку UST и до этого момента входила в топ-10 криптовалют по капитализации, упала в цене на 99.97% — с $60 до $0.00002698. Пока еще до конца не ясно, что именно случилось с одним из крупнейших стейблкоинов: то ли его крах произошел из-за скоординированной атаки крупных держателей UST, то ли это был закономерный итог непродуманной модели поддержки его курса. Тем временем Terraform Labs — разработчик UST и LUNA — представил план спасения проекта, но пока предложенные меры никак не сказались на котировках активов. Более того, из-за низкой цены LUNA и снижения стоимости «атаки 51%» на блокчейн Terra валидаторы были вынуждены дважды остановить работу сети, чтобы избежать ее захвата злоумышленниками. Мы разобрались, как стейблкоин UST потерял свою привязку к доллару США, есть ли у команды шансы спасти проект и как случившееся скажется на всем крипторынке.
Как работает привязка UST
Чтобы понять, что случилось с UST и LUNA, в первую очередь нужно разобраться с тем, как работают эти монеты.
UST — часть экосистемы Terra, блокчейн-платформы, предоставляющей доступ к алгоритмическим стейблкоинам.
Кратко напомним, что Terra поддерживает более 15 стабильных монет, из которых UST — самая популярная. LUNA — внутренняя монета экосистемы Terra. Именно она участвует в поддержании курса стейблкоинов, оплате комиссий в сети и используется валидаторами в стейкинге. Управляет проектом южнокорейская компания Terraform Labs, основанная предпринимателем До Квоном.
В алгоритмических стейблкоинах привязка курса к доллару и ликвидность обеспечиваются не резервом в фиатных валютах или высоколиквидных активах, как, например, у Tether (USDT) или USD Coin (USDC), а балансом спроса и предложения.
Так, специальный алгоритм мотивирует пользователей экосистемы покупать или продавать UST и LUNA, чтобы курс стейблкоина держался на уровне $1.00. Например, если цена UST падает ниже $1.00, то алгоритм сжигает UST и выпускает LUNA — предложение стейблкоина сокращается и его цена растет. А если цена UST поднимается выше $1.00, то алгоритм, наоборот, сжигает стейблкоин, выпускает новые LUNA — предложение UST увеличивается и его цена снижается.
Важно, что при отклонении UST от курса в $1.00 на рынке создаются идеальные условия для арбитража — заработка на разнице курса при обмене. Например, при снижении цены стейблкоина до $0.98 трейдеры могут обменять один UST на LUNA стоимостью в $1.00, то есть за $0.98 получить $1. Аналогичная ситуация возникает и при цене UST в $1.02: трейдер может купить LUNA на $1, а затем обменять его на UST стоимостью в $1.02, то есть заработать два цента. Постепенно алгоритм выравняет баланс спроса и предложения и возможность арбитража пропадет.
Для того чтобы выпустить новые UST, алгоритм Terra сжигает соответствующее количество LUNA, что положительно сказывается на курсе криптовалюты. За год ее цена выросла с $16 до $86 (цена на 5 мая), а на пике в начале апреля доходила и до $120 за монету. И чем выше капитализация стейблкоина, тем дороже была криптовалюта LUNA.
Но такая корреляция двух активов создает значительные инфляционные риски: если вывести большое количество стейблкоинов из экосистемы Terra, то это приведет к резкому снижению цены LUNA.
Роль протокола Anchor в привязке UST
Чтобы механизм поддержания стабильного курса UST работал, необходимо обеспечить спрос на стейблкоин. В экосистеме Terra эту функцию выполняет кредитный протокол Anchor, предлагающий доходность до 19.5% (с 1 мая — 18%). Благодаря этому в начале мая Anchor был третьим крупнейшим протоколом по объему заблокированных средств (TVL). За год TVL Anchor вырос с $270 млн до $14 млрд.
Однако Anchor — это не только один из главных драйверов роста капитализации UST и цены LUNA, но и, как оказалось, самое слабое место в экосистеме Terra.
Стейблкоин сильно зависит от Anchor — более 70% всего предложения UST обеспечивает именно этот протокол. Высокие проценты по депозитам выплачивались только за счет резервов инвесторов, а не с прибыли от выдачи займов — в начале мая объем депозитов в Anchor был в четыре раза выше объема выданных заемных средств. Учитывая, что процентная ставка по кредитам составляла 11.44%, а кредиторы еще и зарабатывали нативные токены Anchor (ANC), то протокол не просто не зарабатывал, а терял деньги и не мог работать без стабильного притока средств.
Что касается выплаты высоких процентов по депозитам, то она обеспечивалась в основном за счет венчурных инвесторов. Но существовавшего резерва должно было хватить лишь на два месяца выплат процентов по депозитам. В феврале резервы протокола были практически истощены, но Terraform Labs смогла представить ликвидность на $450 млн.
В такой ситуации было очевидно, что протоколу нужно было снизить ставки по депозитам. Поэтому в марте До Квон объявил, что с мая ставка будет постепенно снижаться на 1.5% в месяц, пока не достигнет 15%. Более резкое снижение доходности, вероятно, привело бы к оттоку средств из протокола, снижению мотивации трейдеров-арбитражников к поддержке привязки UST и, как следствие, повышению волатильности стейблкоина и отклонению от целевого курса. Также в марте был запущен резервный биткоин-фонд Luna Foundation Guard (LFG) для обеспечения UST, который должен был пополняться до тех пор, пока его размер не достиг бы $10 млрд. Цель данного фонда — выкупать UST при падении стоимости стейблкоина ниже $0.96. Перед крахом стейблкоина в фонде находилось 80 394 ВТС (более $3 млрд в начале мая).
Многие эксперты крипторынка предупреждали, что Anchor может обрушить привязку UST и значительную часть крипторынка. В случае если цена UST сильно просядет, то арбитражники откажутся от стейблкоина и выведут свои средства из протокола. А это спровоцирует «смертельную спираль» — держатели UST начнут массово сбрасывать актив, цена стейблкоина обвалится и привязка будет утеряна окончательно. Именно это и произошло 9 мая 2022 года.
Как UST потеряла свою привязку
Теперь рассмотрим, почему цена UST, опустившись 9 мая ниже $1.00, так и продолжила падать. И даже погоня трейдеров за прибылью от арбитража не смогла ее удержать.
Цена UST всегда колебалась в пределах одного или нескольких центов. До недавнего времени самая сильная просадка монеты была в мае 2021 года — тогда цена UST упала до $0.96.
Все началось 9 мая, когда неизвестный кит продал UST: на сумму $108 млн — через биржу Binance и еще $84 млн через — пул ликвидности Curve. UST начал стабильно торговаться на пару центов ниже $1.
До Квон заверил сообщество, что ситуация под контролем и краха стейблкоина не будет. Однако 9 мая инвесторы усомнились в способности UST поддерживать привязку, начался лавинообразный вывод средств из Anchor и массовая продажа UST на биржах. В таких условиях цена стейблкоина уже не смогла вернуться к привязке и начала стремительно падать.
Когда цена UST опустилась до $0.61, из фонда LTG было потрачено $1.5 млрд на то, чтобы поддержать курс UST. Это ненадолго вернуло котировки стейблкоина к $0.9, но вскоре падение продолжилось. Тогда же пошли слухи о выделении инвесторами проекта еще $2 млрд. Сейчас фонд LFG практически опустошен: в нем находится активов лишь на $79.89 млн. При этом в кошельках LFG больше нет биткоинов, средства представлены в LUNA, UST и AVAX.
Чтобы немного ограничить распродажу активов, 10 мая Binance прекратила вывод средств UST и LUNA «из-за перегрузки сети». В это время, по данным The Block, LFG срочно искал еще $1 млрд от крупных инвесторов для поддержки курса.
11 мая рынок еще имел надежду на сохранение привязки UST — цена монеты ненадолго выросла до $0.8. Но 12-го и 13-го стало ясно, что дальнейшего краха не избежать.
Вслед за UST падала и цена LUNA — когда цена стейблкоина опустилась примерно до $0.3, криптовалюта уже торговалась ниже $30. 9 мая LUNA стоила около $65, 12 мая монета опустила ниже $1.00, а после потери привязки UST начала стремительно падать и сейчас стоит $0.00002698.
График цены LUNA за неделю. Источник
Была ли атака на UST спланирована китами?
Внезапный крах UST и LUNA породил теории о том, что все случившееся — результат целенаправленной атаки. По мнению некоторых членов криптосообщества, неизвестный кит выбросил на рынок UST на сумму $198 млн, тем самым именно он создал FUD и запустил массовую распродажу, которая привела к потере привязки.
Так, например, 11 мая основатель Cardano и соучредитель Ethereum Чарльз Хоскинсон у себя в Twitter поделился твитом анонимного пользователя, который утверждал, что причиной падения UST и LUNA стала спланированная атака крупных инвестиционных фондов Blackrock и Citadel. Действовали они по следующей схеме:
- Blackrock и Citadel заимствовали 100 000 ВТС у криптобиржи Gemini;
- далее они конвертировали 25 000 ВТС в UST;
- оставшиеся 75 000 ВТС они продали До Квону за UST на внебиржевом рынке по сниженной цене;
- после этого фонды якобы продали все стейблкоины, обвалив тем самым весь крипторынок;
- это создало огромное проскальзывание (разницу между ожидаемой ценой проведения сделки и фактической ценой ее исполнения) и вызвало каскад принудительной ликвидации сделок в BTC и UST;
- далее Blackrock и Citadel выкупили BTC по более низкой цене, чтобы погасить кредит перед Gemini и вместе с этим заработать сотни миллионов долларов в виде чистой прибыли.
У этой теории не было доказательств, поэтому вскоре Чарльз Хоскинсон удалил твит.
12 мая Blackrock, Citadel и Gemini выступили с опровержением своей причастности к краху UST. BlackRock и Citadel заявили, что не торгуют UST, а Gemini опровергла информацию о выданном кредите.
Популярный криптоаналитик Onchain в серии твитов также описал схожую теорию, согласно которой:
- неизвестный кит купил на внебиржевом рынке 1 млрд UST и взял кредит в ВТС на $3 млрд;
- запустил FUD о потере привязки UST и распродал все свои биткоины, чтобы спровоцировать панику;
- когда LFG вывела часть ликвидности из протокола Curve, этот кит вывел из Curve $350 млн в UST и перевел их на Binance, чем и спровоцировал отвязку стейблкоина;
- для восстановления привязки у Terra действовало ограничение на эмиссию монеты в $150 млн в день. В обычной ситуации этого ограничения хватило бы, но из-за атаки ликвидность Curve сократилась с $4 млрд до $0.35 млрд;
- LFG была вынуждена начать продавать биткоины;
- на фоне этого неизвестный кит начал сливать свои UST, тем самым усиливая панику на рынке, а также шортя ВТС;
- когда в Terra поняли, что столкнулись с атакой, они перестали продавать биткоины, но курс UST упал слишком значительно и панику было не остановить.
По оценкам Onchain, атака могла принести злоумышленнику более $815 млн прибыли при расходах на ее проведение в $11 млн.
Кто именно провел атаку и была ли она вообще (панику на рынке могли запустить и «случайные» действия кита), пока неизвестно. Но, возможно, это и не так важно в истории с крахом UST и LUNA. Намного важнее то, что вся система привязки стейблкоина изначально была ненадежной и ее падение было лишь вопросом времени. Вся система держалась на постоянных денежных вливаниях, и при их сокращении ее неизбежно начало бы штормить.
План спасения UST
11 мая До Квон озвучил идею увеличить предложение LUNA, чтобы стабилизировать курс и удовлетворить всех держателей UST, которые хотят выйти из стейблкоина. 12 мая сообщество Terra практически единогласно поддержало предложенный план по спасению UST и LUNA, который включал:
- расширение базового пула UST-LUNA и увеличение темпов эмиссии LUNA в 4 раза. Это должно быстрее изъять из обращения избыточное предложение UST;
- сжигание оставшегося в пуле 1 млрд UST;
- сжигание 371 млн стейблкоинов в блокчейне Ethereum;
- предоставление 240 млн LUNA для защиты сети от атак, чтобы злоумышленники не могли воспользоваться низкой ценой монеты и захватить сеть.
Реализация такого плана, как ожидается, должна ускорить продажу UST и помочь восстановить привязку к доллару США. Но он также может негативно сказаться на цене LUNA, ведь предложение монеты уже значительно увеличилось. Сейчас этот показатель составляет более 6.5 трлн, а цена LUNA опустилась до $0.00002698.
Также было предложено снизить доходность Anchor сразу до 4%.
12 мая валидаторы неожиданно остановили блокчейн Terra на блоке #7603700, объяснив свое решение намерением защитить протокол от возможных манипуляций при голосовании. После сильной инфляции LUNA стоимость атаки на сеть значительно снизилась, и теоретически злоумышленник может дешево купить большое количество монет и «протолкнуть» свои предложения. Поэтому после перезапуска сети возможность делегировать токены была отключена.
13 мая валидаторы вновь остановили блокчейн Terra на блоке #7607789. На этот раз сеть остановлена до тех пор, пока не будет придуман новый план ее восстановления. Сообщество рассматривает возможность отката сети до момента атаки, возвращения привязки UST и выработки нового механизма обеспечения стабильного курса. Также обсуждается вариант с выпуском нового токена и начислением его держателям UST и LUNA. В этот же день блокчейн Terra был перезапущен: валидаторы отключили ончейн-свопы и закрыли каналы Inter Blockchain Communication (IBC).
Последствия краха UST и LUNA для крипторынка
Крах UST и LUNA — уникальное событие на крипторынке, которое отразилось не только на экосистеме Terra, но и на всем секторе.
Потеря привязки UST сильно подорвала доверие инвесторов к стейблкоинам, прежде всего алгоритмическим. 5 мая TRON выпустил собственный алгоритмический стейблкоин USDD, модель обеспечения которого копирует UST, а доходность в депозитах составляет 30%. Запустить алгоритмический стейблкоин собирался и проект NEAR Protocol. Теперь перспективы этих монет гораздо менее радужны, чем ранее.
Но больше всего потерь понесли проекты, связанные с Terra. Они потеряли в среднем более 80% своей цены. Это токены протоколов Anchor (ANC), Astroport (ASTRO) и Mars Protocol (MARS). Курс крупнейшего стейблкоина на рынке USDT опускался до $0.95.
Немаловажно и то, что обвал UST и LUNA привлек внимание регуляторов. По данным The Block, случившееся уже расследует Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). «Атаку» также заметила министр финансов США Джанет Йеллен, которая призвала принять закон о регулировании стейблкоинов до конца года.
Крах UST может стать одним из главных аргументов в пользу строжайшего регулирования стейблкоинов по всему миру.
В заключение
UST — флагман алгоритмических стейблкоинов. Ранее его приводили в пример, указывая, что стабильные монеты могут работать и без обеспечения активами. Но случившееся показало, что системе присущи серьезные недостатки.
Рынок понимал, что UST может обвалиться, но все надеялись, что этого все-таки не случится, а если и произойдет какой-то форс-мажор, то просадка будет незначительной. При цене UST в $0.5—$0.8 и котировках LUNA в несколько долларов довольно много трейдеров откупали падение, надеясь быстро получить иксы прибыли. Но никто не ожидал, что крах монет будет таким катастрофическим. Очевидно, что экосистема Terra нуждается в серьезных изменениях токеномики, минимизирующих возможные риски.